Психология танца
Тренеры бывают "родителями" и "менеджерами". "Родители" - это те, кто пестует своих учеников, заботясь не только о развитии их танцевального мастерства, но и о полноценном личностном росте детей. "Менеджеры" лишь собирают сливки из других клубов и их задача - выгодно продать. Думаю, что мои материалы не заинтересуют последних.
Самый частый вопрос - в чем заключается психологический подход в танце. Я отшношу этот интерес к педагогической безграмотности тренеров, да простят меня господа с больным самолюбием. Слишком частое явление в танцах - тренеры без специального, хотя бы педагогического (промолчим о хореографическом), образования. Я знаю тренера-крановщика, тренера-авиамеханика, тренера-физика, тренера-деревообработчика. И это грустно.
Конечно, случаются в жизни моменты, когда человек начинает понимать. Что его призвание - танцы, а не та профессия, которую ему дало его образование. И - вперед! Я призываю тренеров обратиться к педагогической психологии. Не к Макаренко с его трудовой псевдопедагогикой, а к современной, новейшей, последней.
Современная педагогика ставит своей задачей не переделывание личности, не воспитание в традиционном смысле этого слова, как привнесение в ребенка каких-то черт и качеств. Наиглавнейшая роль прогрессивного педагога - ассистент, и его первая заповедь: "Хочешь помочь - не мешай". Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, развиться, реализовать то, что в нем уже есть, а не покрыть его новыми табу и ограничениями, не закрепостить требованиями.
Для того, что бы помочь ребенку раскрыться, необходимо много наблюдать за ним. Психологический подход - это в большей мере индивидуальная и очень энергоемкая работа. Педагог, много наблюдающий за своими учениками, как правило, имеет в запасе массу вариантов объяснения одного и того же материала, широкий диапазон практических навыков приподнесения этого материала: он может воздействовать на зрение ученика (посредством показа), на ассоциативно-образное мышление (яркой, богатой образами речью), на логическое мышление (подавая материал конструктивно, через последовательное объяснение работы мышц, например) и т. д. Тем и отличается хороший педагог от плохого, что плохой тренер работает по принципу "делай как я", а хороший найдет десять вариантов подачи материала, исходя из индивидуальных особенностей восприятия ученика. Я думаю, многие со мной согласятся.
За чем и как наблюдать. Наблюдайте за лицами. Если вы видите непонимание того, о чем вы говорите и показываете, значит необходимо начать объяснять по-другому. И так до тех пор, пока вы не увидите просветления на лицах учеников и качественного исполнения.
Самое сложное - это понять, что конкретно не понимает ваш ученик. Это может быть и общее построение фигуры, и самое маленькое действие, принцип, из-за которого страдает танец в целом. Очень прогрессивный подход в этом плане разработан в клубе "Братья Малько" (г. Норильск). Некоторые дети по нескольку лет не могу станцевть что-то в музыку (например, румбу, а бывает - и квикстеп, и танго, что говорить о фокстроте). Сказать, что такому ребенку слон на ухо наступил - значит снять с себя ответственность за танцевальное будущее ребенка и взять на себя ответственность за то, какие комплексы неполноценности вы в нем породите таким заявлением. Здесь необходимо научить анализировать музыку - слышать отдельно ударник, отдельно мелодию, отдельно вокал, отдельно низкие и высокие звуки, обратить внимание на разницу, или, наоборот, сходство интервалов между ударами ритма. Понаблюдайте: что ребенок не понимает в музыке? Известно, что неопытные начинающие танцоры сбиваются с музыки в самом начале вовсе не потому, что они не слышат ритма - заставьте их прохлопать, и они прохлопают. Нет, просто когда вокал начинает партию из затакта, танцоры автоматически начинают танцевать вместе с началом слова в песне (или музыкальнолй фразы в мелодии), а не вместе с ритмом. Попробуйте понаблюдать, и может быть вы тоже что-то обнаружите.
Наблюдайте за тем, чему ученик уделяет большее внимание. Часто бывает, что человек в танце пытается воплотить то, кем (или чем) он не является в жизни. Или наоборот, в жизни он носит "маску", а в танце раскрывается его подлинная суть. Например, если в жизни девочка чувствует себя подавленной, униженной, но скрывает это за маской надменности и агрессии, то танец ее может быть робким и скованным. А если она внешне выглядит уравновешенной, но внутри нее бушуют внутренние конфликты, то, скорее всего, в танце она выплеснет всю накопившуюся в ней агрессию, всю силу подавленного самолюбия, и тогда ее танец будет жестким, не женственным, лишенным мягкой лиричной пластики возможно, но вероятно сильным и ритмичным. Наблюдение - это только первый закон.
Хорошо бы еще не мешать - не навязывать ребенку свои взгляды и автритеты, образцы танца. В лучшем случае, ваш ученик будет копировать манеру танца навязанного ему авторитета и так и не раскроет свои индивидуальные возможности. В худшем случае вообще потеряет ориентацию в том, как надо танцевать, особенно если авторитеты меняются один за другим: сегодня семинары берем у одного чемпиона, завтра - у другого.
Танец в первую очередь должен быть красивым - линии. Забавно, когда иные тренеры с самого начала начинают натаскивать учеников в силе и ритме. Выходят эдакие кривульки-протезы и мощно размахивают конечностями. И это мы называем бальными танцами. Сомневаюсь, что после такой демонстрации в наши ряды вольются толпы новичков.
Бальные танцы очень много приобрели, но и очень много потеряли, став спортивными. Для отвлеченного зрителя на первый взгляд Чемпионат Мира по латине '98 - жуткое зрелище: по паркету носятся накачанные тела со звериными оскалами на лицах. Особенно, если убрать звук. В узлы танцоры завязываются, но из всех чувств на площадке остается только одно - агрессия: кто кого, побеждает сильнейший. Старая истина - чем сильнее усложняется форма, тем более примитивной становится суть. Мало того, очень многие тренеры используют момент спортивной конкуренции, подавая ее чуть ли не как борьбу за выживание. Еще бы! Зато как возрастают целеустремленность, рвение и фанатизм их учеников! И весь танец превращается в гонку за результатом. И мы видим на лицах юных танцоров тот же оскал - содранный с кумиров и мотивированный внутренним состоянием - обойти любой ценой! Это как, нормально - оскал на лице ребенка? Это нормально, когда 10-12 летняя девочка, гладит себя по тому, чего у нее нет, изображая крайне озабоченную женщину-вамп? Не гоните ребенка побеждать конкурентов, ведь есть масса других способов стимулировать - танец может быть красивым, музыкальным, свободным, приносящим удовольствие - к этому лучше стремиться. Радость победы над собой, над своей инертностью и своими комплексами, над своим страхом раскрыть перед другими свое истинное лицо в танце, обнажить свою душу, но не радость втоптать в грязь конкурентов своей победой - вот что должно быть целью и стимулом. К сожалению я не могу дать более конкретных приемов по психологии танца, поскольку это очень обширная, индивидуальная и кропотливая работа, о котрой сложно говорить в двух-трех словах. Вероятно, придется заняться составлением пособия по данному предмету, которое могло бы удовлетворить любого интересующегося в полной мере.
|